Как зарегистрировать свидетельство о праве на наследство по закону

Как получить свидетельство о праве на наследство

В связи с тем, что основным правоустанавливающим документом при наследовании является свидетельство о праве на наследство, возникает и другой вопрос - о пределах правовой экспертизы данного документа регистрирующим органом.

Свидетельства о праве на наследство выдают нотариусы, лица, уполномоченные законом на проведение деятельности, имеющей целью установить права конкретного лица на конкретное наследственное имущество. В соответствии со ст. 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате *(393) (далее - Основы) нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества. В соответствии со ст. 73 Основ нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, наличие завещания, время и место открытия наследства, состав и место нахождения наследственного имущества. Нотариус выясняет также круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

При этом согласно ч. 3 ст. 16 Основ нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам, а на основании ст. 17 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб.

Должен ли регистрирующий орган в порядке правовой экспертизы документов (п. 1 ст. 13 Закона) перепроверять те обстоятельства, которые должен был проверить нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство? Представляется, что не должен, так как обязанность по установлению этих обстоятельств возложена законом на нотариуса, а регистрирующий орган не располагает возможностями для такой проверки.

Правовая экспертиза свидетельства о праве на наследство должна ограничиваться сопоставлением текста этого документа с данными ЕГРП и установлением соответствия этого текста общим требованиям, предъявляемым к правоустанавливающим документам. Так, например, если в свидетельстве в качестве наследодателя указано не то лицо, которое зарегистрировано в качестве собственника объекта, то в регистрации права на основании такого свидетельства, безусловно, должно быть отказано. Основанием для отказа в регистрации будет также отсутствие всех необходимых сведений об объекте недвижимости и о правообладателе (п. 18 Правил ведения ЕГРП). Однако регистрирующий орган не может в основание отказа положить свое мнение о неправильно определенном круге наследников, о наличии родственных отношений с наследодателем или недействительности завещания.

При регистрации прав на основании наследования по завещанию следует обратить внимание на норму закона о завещательном отказе.

В соответствии со ст. 1137 ГК РСФСР завещатель вправе возложить на наследника по завещанию или по закону исполнение какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ). При этом на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью.

При последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу.

Согласно п. 3 ст. 33 ЖК РФ гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа. Обращает на себя внимание формулировка данной нормы. Здесь не говорится о том, что завещательный отказ подлежит государственной регистрации, речь идет о праве потребовать такой регистрации. Видимо это не случайно. Во всех случаях, когда речь идет о правах, подлежащих регистрации, эти права в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ считаются возникшими с момента регистрации. Но право пользования помещением, вытекающее из завещательного отказа, явно не относится к правам, возникающим с момента регистрации. Оно возникает вместе с правом наследника, а право наследника от регистрации не зависит и возникает с момента открытия наследства. Таким образом, в п. 3 ст. 33 ЖК РФ речь идет о праве правообладателя зарегистрировать уже возникшее обременение.

Однако реализация такой добровольности на практике весьма затруднительна. Когда завещательный отказ имеет место, он должен быть отражен в свидетельстве о праве на наследство как обременение имущества правами третьих лиц - отказополучателей. При этом, обращаясь за регистрацией своего права на недвижимость, наследник одновременно должен представить заявление о регистрации указанного в завещательном отказе обременения. При отсутствии такого заявления его право не может быть зарегистрировано, так как регистрация обременений производится исключительно на основании заявлений (абз. 5 ст. 16, п. 2 ст. 13 Закона о регистрации), а зарегистрировать право без обременения, указанного в правоустанавливающем документе, регистрирующий орган не имеет права. Разумеется, регистрация может быть произведена, если одновременно с наследником с заявлением о регистрации их прав обратятся отказополучатели (п. 2 ст. 13 Закона о регистрации). В любом случае представляется невозможной регистрация права наследника без регистрации обременения в виде завещательного отказа.

Наследники могут просить нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство, но не обязаны его получать. Если наследство принято наследниками в соответствии.

Личная явка наследника для получения свидетельства о праве на наследство. не обязательна. Оно может быть получено по доверенности или выслано наследнику.

Свидетельство о праве на наследство, выданное нотариальной конторой, является документом, подтверждающим
Лицо, от которого они приняты, получает свидетельство. Выдаются документы в любой момент по требованию сдавшего их лица по предъявлению.

Для того чтобы получить свидетельство о праве на наследство, нужно подать в нотариальную контору по месту открытия наследства соответствующее заявление.

Свидетельство о праве на наследство по закону

Актуально на август 2017 года

При открытии наследства у лиц, являющихся наследниками наследодателя, появляется право на получение свидетельства о праве на наследство. Если соблюдены все необходимые требования, то наследникам, призываемым к наследованию по закону, выдается свидетельство о праве на наследство по закону.

Особенности выдачи свидетельства

Наследство, переходящее наследникам одной очереди, делится между ними в равных долях. Поэтому в свидетельстве о праве на наследство по закону указываются одинаковые доли наследников одной очереди. И при этом сами доли наследников указываются в свидетельстве в виде правильной простой дроби цифрами и прописью.

Если имеются дети наследодателя, усыновленные другими лицами, то эти дети:

  • не имеют право наследования имущества этого родителя и его родственников, если они усыновлены в установленном законом порядке при жизни родителя-наследодателя
  • имеют права наследования имущества как по закону, так и по завещанию, а также на обязательную долю в случаях, когда имущество завещано другим лицам, если усыновление происходило после смерти родителя-наследодателя.
  • Если имеется пасынок или падчерица наследодателя, то определяющим моментом является наличие зарегистрированного брака между наследодателем и их родителем на момент открытия наследства. Если брак был зарегистрирован, то даже если родитель умер ранее наследодателя, или отстранен от наследования, или отказался от наследства, то пасынок и падчерица имеют право на наследство. Свидетельство праве на наследство в этом случае может быть выдано.

    Если в качестве наследников выступают отчим или мачеха, то отчим или мачеха имеют право на наследство пасынка или падчерицы, если отчим (мачеха) состоит в браке с родителем наследодателя-пасынка (падчерицы) на день открытия наследства. В этом случае также, если родитель наследодателя-пасынка (падчерицы) умер раньше наследодателя, то отчим (мачеха) имеет право на наследство умершего пасынка (падчерицы). Нотариус выдает свидетельство о праве на наследство по закону.

    Если есть наследники, претендующие на обязательную долю в наследстве, то при определении размера этой обязательной доли учитываются все наследники, которые были бы призваны к наследованию по закону, а также принимается во внимание стоимость всего наследственного имущества (как в завещанной, так и не в завещанной части). При этом если есть наследники по закону, которые отстранены от наследования как недостойные, то при исчислении обязательной доли они в расчет не принимаются.

    В свидетельстве о праве на наследство по закону обязательному наследнику указывается размер обязательной доли.

    Более подробно вопросы, связанные с обязательной долей в наследстве, изложены в статье .

    Свидетельство о праве на наследство по закону (образец)

    Форма свидетельства о праве на наследство по закону утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2016 N 313. Данная форма свидетельства начала применяться с 10 января 2017 года.

    Свидетельство оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается наследнику и подтверждается его распиской в реестре нотариуса. Второй экземпляр подшивается в наследственное дело.

    Как зарегистрировать свидетельство о праве на наследство по закону

    21.10.2011 | Автор: Дмитрий Ольховский

    Возникновение и регистрация права собственности в Росреестре

    Очень часто возникает вопрос, с какого момента наследник или наследники приобретают право собственности на наследуемое имущество.

    будь-то квартира, земельный участок или дачный дом?

    Многие считают, что право собственности возникает с момента регистрации таких прав в регистрационной службе. Это ошибочное мнение, поскольку право собственности на наследуемое имущество возникает у наследника или наследников не с момента государственной регистрации таких прав в регистрирующем органе, а с момента принятия наследства.

    Данное обстоятельство подтверждается пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ, а также многочисленной судебной практикой (например: пункт 11 совместного Постановления Пленума ВС РФ №10 и Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010).

    Следовательно, с момента получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию, наследник или наследники имеют право распорядиться полученным имуществом по своему усмотрению третьему лицу (т.е. подарить, продать и т.д.).

    Далее может возникнуть вопрос, а можно продать, подарить или иным образом распорядиться унаследованным имуществом, имея на руках только свидетельство о праве на наследство при отсутствии записи о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав (ЕГРП)?
    Несмотря на то, что государственная регистрация права собственности носит правоподтверждающий характер, следует отметить, что согласно Федеральному закону о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, распоряжение имуществом (передача в дар (продажа ) имущества третьим лицам) наследником (наследниками), у которых есть на руках свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию возможна только при наличии записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве дарителя (продавца и т.д.).

    Таким образом, если у наследника (наследников) возникла необходимость после получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство или завещанию подарить (продать) или иным образом распорядиться имуществом, то одновременно с регистрацией данной сделки по дарению или продаже, необходимо предоставить в регистрационную службу (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ) документы подтверждающие права собственности на имущество, т.е. свидетельство о праве на наследство или завещанию.

    Также рекомендую почитать:

    Добрый день, Матвей Саныч!

    См. текст приказа ниже
    Во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 № 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Административный регламент), методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.06.2007 № 112 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов», в целях усиления контроля за соблюдением установленного законом срока проведения государственной регистрации и более качественного исполнения государственной функции

    п р и к а з ы в а ю:

    1. Общий срок государственной регистрации прав не должен превышать месячного срока со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав, с учетом минимальных сроков проведения государственной регистрации, установленных Административным регламентом, согласно приложению № 1.

    2. Начиная с 27 сентября 2010 года срок государственной регистрации прав на объекты жилого фонда, гаражи, машиноместа, выдачи повторного свидетельства не должен превышать 12 календарных дней со дня подачи заявления и полного пакета документов, необходимых для государственной регистрации прав, выдачи повторного свидетельства. Выдачу сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества по жилому фонду, гаражи, машиноместа, земельные участки, содержащихся в Едином государственном реестре прав, территориальными отделами осуществлять не позднее дня обращения выдачу сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, отделом выдачи информации о зарегистрированных правах осуществлять в установленные ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сроки.

    3. При получении судебных актов (определений, постановлений) об обеспечении иска и постановлений территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации об установлении ограничений (арестов, запретов) отдел регистрации арестов и прав на основании судебных актов в день поступления документа в Управление Росреестра по Москве вносит в автоматизированные информационные системы «Недвижимость» и «ПК ИС ЕГРП» следующие сведения в отношении объектов недвижимого имущества и/или субъектов прав на них: наименование суда либо должностного лица (органа), издавшего какой-либо из приведенных документов наименование и реквизиты поступившего документа
    адрес объекта недвижимого имущества либо наименование субъекта прав на него
    содержание избранных мер по обеспечению иска либо установленных ограничений (арестов, запретов).
    В случае если копия судебного акта поступила в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, из органа, наложившего арест на объект недвижимого имущества, и содержит все необходимые для внесения в ЕГРП сведения, государственную регистрацию ареста рассматривать в срок, не превышающий трех рабочих дней. В случае если копия судебного акта поступила в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, от физического или юридического лица посредством почтового отправления или в заявительном порядке, и содержит все необходимые для внесения в ЕГРП сведения рассматривать в течение пяти рабочих дней. В случае необходимости получения дополнительных документов и сведений для проведения государственной регистрации избранных мер по обеспечению иска либо установленных ограничений (арестов, запретов) государственным регистраторам следует соблюдать установленный порядок.

    4. Возложить полномочия по принятию решений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сокращенные сроки на руководителя Управление Росреестра по Москве С. Д. Денисенко, заместителя руководителя И.С. Демидову и и.о. заместителя руководителя И.В. Шастина.
    Наделить начальника отдела регистрации арестов и прав на основании судебных актов полномочиями принимать решение о сокращении сроков проведения государственной регистрации отмены мер по обеспечению иска и снятия установленных ограничений в соответствии с условиями и сроками, определенными в соответствующих процессуальных документах об отмене этих обеспечительных мер и ограничений (арестов, запретов). Возложить на начальника названного отдела персональную ответственность за правомерность и своевременность решений, принимаемых по данному вопросу.

    5. Отделу делопроизводства обеспечить передачу по реестру процессуальных документов об ограничении прав в отношении объектов недвижимого имущества в отдел регистрации арестов и прав на основании судебных актов в день поступления входящей корреспонденции.
    Отделу регистрации арестов и прав на основании судебных актов вносить в Книги учета входящих документов (КУВД) сведения о поступающих из отдела делопроизводства процессуальных актах об ограничении прав в отношении объектов недвижимого имущества в день поступления документа в Управление Росреестра по Москве.

    6. Отделу информационных технологий, отделу координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере, обеспечить еженедельный контроль за соблюдением сроков и порядком проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    7. Отделу по связям с общественностью:
    - организовать еженедельный мониторинг средств массовой информации (далее – СМИ) и сети Интернет с целью выявления информации, дискредитирующей работу Управления Росреестра по Москве
    - своевременно направлять информацию руководителю Управления Росреестра по Москве о недостоверных сведениях, представляемых различными юридическими и физическими лицами в СМИ и сети Интернет.

    8. Отделу правового обеспечения по всем фактам размещения в СМИ, сети Интернет недостоверной информации, касающейся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направлять письма в правоохранительные и контролирующие органы, осуществлять контроль за их рассмотрением.

    9. Отделу по связям с общественностью, отделу информационных технологий систематически обновлять информацию и давать разъяснения:
    -о недостоверных сведениях, представляемых различными юридическими и физическими лицами о сроках и порядке исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, опубликованных в СМИ, сети Интернет
    -о праве граждан на обращение в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации в сокращенные сроки.

    10. Отделу информационных технологий, отделу по связям с общественностью размещать достоверную информацию о деятельности Управления Росреестра по Москве на внешнем сайте, в СМИ, в информационно-справочных системах, на информационных стендах в приемных Управления Росреестра по Москве.

    11. Отделу информационных технологий внести соответствующие изменения в программное обеспечение на подсайте Управления портала Росреестра.

    12. Признать утратившими силу приказы Управления Росреестра по Москве:
    - от 15.04.2008 № 86 «Об упорядочении процесса прохождения процессуальных документов, поступающих для регистрации ограничений прав в отношении объектов недвижимого имущества»
    - от 18.12.2009 № 122 «О сроках проведения государственной регистрации»
    - от 22.12.2009 № 136 «Об упорядочении процесса прохождения процессуальных документов, поступающих для регистрации ограничений прав в отношении объектов недвижимого имущества»
    - от 21.05.2010 № 157 «О сроках проведения государственной регистрации»
    - от 17.06.2010 № 198 «О внесении изменений в приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18.12.2009 № 122 «О сроках проведения государственной регистрации»
    - от 27.08.2010 № 281 «О внесении изменений в приказ Управления от 18.12.2009 №122 «О сроках проведения государственной регистрации»
    - от 17.09.2010 № 304 «О внесении изменений в приказ Управления от 18.12.2009 №122 «О сроках проведения государственной регистрации».
    13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителя Управления Росреестра по Москве по курируемым направлениям деятельности.

    Да, действительно, в октябре прошлого года были внесены изменения в статьи 2, 9, 16, 22, 22.1 ФЗ № 122-ФЗ в части исключения действующей в то время нормы о том, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Т.е. из смысла закона следует (в действующей редакции), что можно подавать документы, где Вам удобнее.
    Однако, как это работает на практике я, к сожалению, не знаю, поскольку пока ещё не подавал документы по данному принципу.

    Также есть разъяснения Управления Росреестра (см. ниже)

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    ПИСЬМО
    от 29 августа 2013 г. N 14-исх/07958-ГЕ/13

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии информирует о принятии Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости (опубликован в Российской газете от 26.07.2013) (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), которым внесены изменения в том числе в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
    В этой связи обращаем внимание на отдельные положения Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона N 250-ФЗ), вступающие в силу с 01.10.2013.
    Внесены изменения в статьи 2, 9, 16, 22, 22.1 Федерального закона N 122-ФЗ в части исключения действующей в настоящее время нормы о том, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (что создает предпосылки для внедрения возможности подачи документов для государственной регистрации прав по экстерриториальному принципу (в любом офисе приема документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости) и передачи на межрегиональный уровень полномочий по принятию решений по регистрации прав в целях повышения производительности осуществления учетно-регистрационных процедур за счет перераспределения нагрузки между различными территориальными подразделениями в зависимости от интенсивности входящих потоков заявлений, а также минимизации взаимодействия должностных лиц, принимающих юридически значимые решения, с заявителями).

    P.S. попробуйте обратиться в Росреестр в Красноярске, как раз узнаете, как обстоят дела на практике.

    Источники:
    www.bibliotekar.ru, lawrecom.ru, rosnasledstvo.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное