Морфофизиологические особенности человека не передаются по наследству

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов. Антропогенез сопровождается социальными факторами.

  • Биологические
    1. Мутации
    2. Популяционные волны
    3. Дрейф генов
    4. Изоляция
    5. Борьба за существование
    6. Естественный отбор
  • Социальные
    1. Трудовая деятельность
    2. Общественный образ жизни
    3. Речь
    4. Мышление
    5. Культура.
  • На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труд, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые фермы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

    Главной движущей силой эволюции человека . начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность . На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, высокоспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

    Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

    Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т.

    д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает по наследству опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

    В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. Полностью исключена в человеческом обществе внутривидовая борьба за существование. Утратил свое ведущее значение естественный отбор, который, в основном, выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

    Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

    Updated: 03.11.2013 at 12:48 дп

    Морфофизиологические предпосылки выхода Homo sapiens в социальную среду. Биологическое наследие человека как один из факторов, обеспечивающих возможность социального развития

    Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, под которой И.П. Павлов понимал слово а также связанное с ней абстрактное мышление, построение логических цепочек и обобщений.

    Для человека характерна особая, не связанная с генетическими механизмами форма передачи информации в ряду поколений — преемственность культуры, знании, традиций. Опыт, приобретенный человеком на протяжении жизни, не исчезает вместе с ним, а становится составной частью общечеловеческой культуры. Все это стало возможным благодаря развитию речи, а затем и письменности.

    Морфофизиологические особенности человека передаются по наследству. Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Способности к трудовой деятельности, мышлению и речи развиваются в процессе индивидуального развития человека на основе воспитания и образования. Вне человеческого общества формирование специфических человеческих качеств невозможно.

    Известны случаи развития детей в возрасте до 5 лет изолированно от остальных людей. После возвращения в нормальные условия способность говорить и мыслить у них развивалась либо очень плохо, либо не развивалась совсем (в зависимости от возраста, в котором ребенок попал в условия изоляции).

    В основе антропогенеза лежат биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные (труд, общественная жизнь, сознание и речь) факторы. Труд уже при возникновении был общественным. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным индивидам. Совместная трудовая деятельность требовала координации действий, вызывала необходимость сигнализации не только жестами, но и звуками, что привело к появлению речи. Взаимосвязанное развитие общественного труда, речи и сознания привело к совершенствованию всего человеческого организма и человечества в целом. Общий план строения организма человека такой же, как и у всех млекопитающих. Отличия связаны с прямохождением, наличием речи и способностью к труду. Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы.

    5.105.95.87 studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

    Тестовые задания по теме: «Происхождение человека»

    4. Книга Ч.Дарвина, объясняющая происхождение человека от животных, – это:

    1 – «Происхождение видов путем естественного отбора»
    2 – «Изменение домашних животных и культурных растений»
    3 – «Происхождение человека и половой отбор»
    4 – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
    5 – «Основные этапы антропогенеза».

    5. Социальные движущие силы антропогенеза – это:

    1 – наследственная изменчивость
    2 – труд
    3 – общественный характер труда
    4 – естественный отбор
    5 – борьба за существование
    6 – членораздельная речь
    7 – высокоразвитое сознание
    8 – отвлеченное мышление
    9 – нечленораздельная речь
    10 – пункты 2 и 3
    11 – пункты 4–8
    12 – пункты 2, 3, 6–8.

    6. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это:

    1 – рудименты
    2 – атавизмы
    3 – гомологичные органы
    4 – аналогичные органы
    5 – пункты 1–3
    6 – пункты 2–4.

    7. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных:

    8. Труд, по Ф.Энгельсу, – это:

    1 – использование предметов в качестве готовых орудий труда
    2 – охота
    3 – постройка жилищ
    4 – собирательство
    5 – изготовление орудий труда
    6 – использование готовых орудий труда
    7 – нет правильного ответа.

    9. Атавизмы – это:

    1 – органы, имеющие сходное строение и происхождение
    2 – органы, утратившие в процессе эволюции свое значение
    3 – многососковость
    4 – волосяной покров на лице человека
    5 – нет правильного ответа.

    10. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что:

    1 – обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них
    2 – обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния
    3 – разделились функции рук и ног, рука стала свободной
    4 – крестец стал более подвижным, что облегчило роды.

    11. Еще Ч.Дарвин указывал, что правильно было бы искать предков человека среди необщественных животных:

    12. Развитие трудовой деятельности в процессе антропогенеза привело к усилению действия биологических факторов и ослаблению социальных:

    13. Морфофизиологические особенности человека не передаются по наследству:

    14. Теория антропогенеза Ф.Энгельса называется:

    1 – культурной
    2 – социальной
    3 – трудовой.

    15. Современный человек относится к виду:

    1 – Обезьяночеловек
    2 – Человек прямоходящий
    3 – Человек умелый
    4 – Человек неандертальский
    5 – нет правильного ответа.

    16. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека:

    1 – в процессе филогенеза
    2 – в процессе анабиоза
    3 – в процессе онтогенеза.

    17. Ископаемые остатки австралопитеков впервые были обнаружены:

    1 – супругами Лики
    2 – Дюбуа
    3 – Бернье
    4 – Дартом.

    18. Австралопитеки обитали:

    1 – в лесах с пышной тропической растительностью
    2 – в горах
    3 – на равнинных безлесных пространствах, среди скал.

    19. Объем черепа австралопитеков:

    1 – 1000–1200 см3
    2 – 1300–1500 см3
    3 – нет правильного ответа.

    20. Для Человека умелого характерна галечная культура:

    21. Основные этапы становления человека:

    1 – древние люди
    2 – люди современного типа
    3 – древнейшие люди
    4 – австралопитеки
    5 – дриопитеки
    6 – парапитеки
    7 – гиббоны, орангутаны, шимпанзе
    8 – пункты 4–7
    9 – пункты 1–3.

    22. Признаки, характерные для монголоидов:

    1 – прямые или волнистые, часто светлые волосы
    2 – значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова
    3 – жесткие, прямые и темные волосы
    4 – лицо широкое, уплощенное
    5 – скулы сильно выступают
    6 – складка верхнего века развита слабо
    7 – пункты 3–5.

    23. Архантропы – это древнейшие люди:

    24. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

    25. Членораздельная речь хорошо развита у Человека:

    1 – умелого
    2 – прямоходящего
    3 – неандертальского
    4 – разумного.

    26. Ископаемые остатки неандертальцев обнаружены к югу от Воронежа, на берегу Дона, в селе Костенки:

    27. Отжимная техника обработки камня впервые появилась у:

    1 – питекантропов
    2 – синантропов
    3 – неандертальцев
    4 – кроманьонцев
    5 – Человека умелого.

    28. Социальный дарвинизм – это:

    1 – наука о неравноценности человеческих рас
    2 – наука о делении общества на классы
    3 – учение об эволюции органического мира
    4 – учение о действии борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе.

    29. Неандертальцы одевались в:

    1 – шкуры
    2 – маскировочные халаты
    3 – одежды не было совсем.

    30. В антропогенезе на ранних стадиях развития:

    1 – социальные факторы преобладали над биологическими
    2 – биологические факторы преобладали над социальными
    3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось
    4 – социальные факторы не действовали
    5 – пункты 1 и 4.

    31. Вторая сигнальная система качественно отличает ВНД человека от ВНД животных:

    32. Факторы, способствовавшие эволюции мозга:

    1 – трудовая деятельность
    2 – членораздельная речь
    3 – употребление мясной пищи
    4 – пункты 1–3
    5 – пункт 1.

    Ответы

    Тесты по теме "Происхождение человека"

    Тесты по теме Происхождение человека

    1. Книга Ч. Дарвина, объясняющая происхождение человека от животных, – это:

    1 – «Происхождение видов путем естественного отбора»

    2 – «Изменение домашних животных и культурных растений»

    3 – «Происхождение человека и половой отбор»

    4 – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

    5 – «Основные этапы антропогенеза».

    2. Социальные движущие силы антропогенеза – это:

    1 – наследственная изменчивость

    3 – общественный характер труда

    4 – естественный отбор

    5 – борьба за существование

    6 – членораздельная речь

    7 – высокоразвитое сознание

    8 – отвлеченное мышление

    9 – нечленораздельная речь

    10 – пункты 2 и 3

    12 – пункты 2, 3, 6–8.

    3. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это:

    3 – гомологичные органы

    4 – аналогичные органы

    4. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных:

    5. Труд, по Ф. Энгельсу, – это:

    1 – использование предметов в качестве готовых орудий труда

    3 – постройка жилищ

    5 – изготовление орудий труда

    6 – использование готовых орудий труда

    7 – нет правильного ответа.

    6. Атавизмы – это:

    1 – органы, имеющие сходное строение и происхождение

    2 – органы, утратившие в процессе эволюции свое значение

    4 – волосяной покров на лице человека

    5 – нет правильного ответа.

    7. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что:

    1 – обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них

    2 – обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния

    3 – разделились функции рук и ног, рука стала свободной

    4 – крестец стал более подвижным, что облегчило роды.

    8. Еще Ч. Дарвин указывал, что правильно было бы искать предков человека среди необщественных животных:

    9. Развитие трудовой деятельности в процессе антропогенеза привело к усилению действия биологических факторов и ослаблению социальных:

    10. Морфофизиологические особенности человека не передаются по наследству:

    11. Теория антропогенеза Ф. Энгельса называется:

    12. Современный человек относится к виду:

    2 – Человек прямоходящий

    3 – Человек умелый

    4 – Человек неандертальский

    5 – нет правильного ответа.

    13. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека:

    1 – в процессе филогенеза

    2 – в процессе анабиоза

    3 – в процессе онтогенеза.

    14. Ископаемые остатки австралопитеков впервые были обнаружены:

    1 – супругами Лики

    15. Австралопитеки обитали:

    1 – в лесах с пышной тропической растительностью

    3 – на равнинных безлесных пространствах, среди скал.

    16. Объем черепа австралопитеков:

    1 – 1000–1200 см3

    2 – 1300–1500 см3

    3 – нет правильного ответа.

    17. Для Человека умелого характерна галечная культура:

    18. Основные этапы становления человека:

    1 – древние люди

    2 – люди современного типа

    3 – древнейшие люди

    7 – гиббоны, орангутаны, шимпанзе

    19. Признаки, характерные для монголоидов:

    1 – прямые или волнистые, часто светлые волосы

    2 – значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова

    3 – жесткие, прямые и темные волосы

    4 – лицо широкое, уплощенное

    5 – скулы сильно выступают

    6 – складка верхнего века развита слабо

    20. Архантропы – это древнейшие люди:

    21. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

    22. Членораздельная речь хорошо развита у Человека:

    23. Ископаемые остатки неандертальцев обнаружены к югу от Воронежа, на берегу Дона, в селе Костенки:

    24. Отжимная техника обработки камня впервые появилась у:

    5 – Человека умелого.

    25. Социальный дарвинизм – это:

    1 – наука о неравноценности человеческих рас

    2 – наука о делении общества на классы

    3 – учение об эволюции органического мира

    4 – учение о действии борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе.

    26. Неандертальцы одевались в:

    2 – маскировочные халаты

    3 – одежды не было совсем.

    27. В антропогенезе на ранних стадиях развития:

    1 – социальные факторы преобладали над биологическими

    2 – биологические факторы преобладали над социальными

    3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось

    4 – социальные факторы не действовали

    5 – пункты 1 и 4.

    28. Вторая сигнальная система качественно отличает ВНД человека от ВНД животных:

    29. Факторы, способствовавшие эволюции мозга:

    1 – трудовая деятельность

    2 – членораздельная речь

    3 – употребление мясной пищи

    Тестовые задания по теме: «Происхождение человека»

    1. Антропогенез - это:

    1 - индивидуальное развитие человека
    2 - наследственные изменения обезьяноподобных предков человека
    3 - историческое развитие приматов
    4 - нет правильного ответа.

    2. Первым ученым, который поместил человека в группу приматов, был:

    1 - Бюффон
    2 - Рулье
    3 - Линней
    4 - Ламарк
    5 - Дарвин
    6 - Энгельс.

    3. Значение социальных факторов в эволюции человека раскрыл:

    1 - Бюффон
    2 - Рулье
    3 - Линней
    4 - Ламарк
    5 - Дарвин
    6 - Энгельс.

    4. Книга Ч.Дарвина, объясняющая происхождение человека от животных, - это:

    1 - Происхождение видов путем естественного отбора
    2 - Изменение домашних животных и культурных растений
    3 - Происхождение человека и половой отбор
    4 - Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
    5 - Основные этапы антропогенеза.

    5. Социальные движущие силы антропогенеза - это:

    1 - наследственная изменчивость
    2 - труд
    3 - общественный характер труда
    4 - естественный отбор
    5 - борьба за существование
    6 - членораздельная речь
    7 - высокоразвитое сознание
    8 - отвлеченное мышление
    9 - нечленораздельная речь
    10 - пункты 2 и 3
    11 - пункты 4-8
    12 - пункты 2, 3, 6-8.

    6. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, - это:

    1 - рудименты
    2 - атавизмы
    3 - гомологичные органы
    4 - аналогичные органы
    5 - пункты 1-3
    6 - пункты 2-4.

    7. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных:

    1 - да
    2 - нет.

    8. Труд, по Ф.Энгельсу, - это:

    1 - использование предметов в качестве готовых орудий труда
    2 - охота
    3 - постройка жилищ
    4 - собирательство
    5 - изготовление орудий труда
    6 - использование готовых орудий труда
    7 - нет правильного ответа.

    1 - органы, имеющие сходное строение и происхождение
    2 - органы, утратившие в процессе эволюции свое значение
    3 - многососковость
    4 - волосяной покров на лице человека
    5 - нет правильного ответа.

    10. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что:

    1 - обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них
    2 - обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния
    3 - разделились функции рук и ног, рука стала свободной
    4 - крестец стал более подвижным, что облегчило роды.

    11. Еще Ч.Дарвин указывал, что правильно было бы искать предков человека среди необщественных животных:

    1 - да
    2 - нет.

    12. Развитие трудовой деятельности в процессе антропогенеза привело к усилению действия биологических факторов и ослаблению социальных:

    1 - да
    2 - нет.

    13. Морфофизиологические особенности человека не передаются по наследству:

    1 - да
    2 - нет.

    14. Теория антропогенеза Ф.Энгельса называется:

    1 - культурной
    2 - социальной
    3 - трудовой.

    15. Современный человек относится к виду:

    1 - Обезьяночеловек
    2 - Человек прямоходящий
    3 - Человек умелый
    4 - Человек неандертальский
    5 - нет правильного ответа.

    16. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека:

    1 - в процессе филогенеза
    2 - в процессе анабиоза
    3 - в процессе онтогенеза.

    17. Ископаемые остатки австралопитеков впервые были обнаружены:

    1 - супругами Лики
    2 - Дюбуа
    3 - Бернье
    4 - Дартом.

    18. Австралопитеки обитали:

    1 - в лесах с пышной тропической растительностью
    2 - в горах
    3 - на равнинных безлесных пространствах, среди скал.

    19. Объем черепа австралопитеков:

    1 - 1000-1200 см3
    2 - 1300-1500 см3
    3 - нет правильного ответа.

    20. Для Человека умелого характерна галечная культура:

    1 - да
    2 - нет.

    21. Основные этапы становления человека:

    1 - древние люди
    2 - люди современного типа
    3 - древнейшие люди
    4 - австралопитеки
    5 - дриопитеки
    6 - парапитеки
    7 - гиббоны, орангутаны, шимпанзе
    8 - пункты 4-7
    9 - пункты 1-3.

    22. Признаки, х арактерные для монголоидов:

    1 - прямые или волнистые, часто светлые волосы
    2 - значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова
    3 - жесткие, прямые и темные волосы
    4 - лицо широкое, уплощенное
    5 - скулы сильно выступают
    6 - складка верхнего века развита слабо
    7 - пункты 3-5.

    23. Архантропы - это древнейшие люди:

    1 - да
    2 - нет.

    24. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

    1 - да
    2 - нет.

    25. Членораздельная речь хорошо развита у Человека:

    1 - умелого
    2 - прямоходящего
    3 - неандертальского
    4 - разумного.

    26. Ископаемые остатки неандертальцев обнаружены к югу от Воронежа, на берегу Дона, в селе Костенки:

    1 - да
    2 - нет.

    27. Отжимная техника обработки камня впервые появилась у:

    1 - питекантропов
    2 - синантропов
    3 - неандертальцев
    4 - кроманьонцев
    5 - Человека умелого.

    28. Социальный дарвинизм - это:

    1 - наука о неравноценности человеческих рас
    2 - наука о делении общества на классы
    3 - учение об эволюции органического мира
    4 - учение о действии борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе.

    29. Неандертальцы одевались в:

    1 - шкуры
    2 - маскировочные халаты
    3 - одежды не было совсем.

    30. В антропогенезе на ранних стадиях развития:

    1 - социальные факторы преобладали над биологическими
    2 - биологические факторы преобладали над социальными
    3 - действие биологических и социальных факторов уравновесилось
    4 - социальные факторы не действовали
    5 - пункты 1 и 4.

    31. Вторая сигнальная система качественно отличает ВНД человека от ВНД животных:

    1 - да
    2 - нет.

    32. Факторы, способствовавшие эволюции мозга:

    1 - трудовая деятельность
    2 - членораздельная речь
    3 - употребление мясной пищи
    4 - пункты 1-3
    5 - пункт 1.

    Источники:
    jbio.ru, studopedia.ru, bio.1september.ru, pandia.ru, director.edu54.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное