Признак который передается по наследству но подавляется не проявляясь

Биология и химия: Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя, Статья

В.И. Титова, школа № 2, г. Анадырь, Чукотский автономный округ

При решении задач на дигибридное скрещивание мне хотелось бы обратить внимание на два момента: а) использование буквенной символики и б) способах анализа F2-поколения.

Задача 9. Какое потомство получится при скрещивании чистопородного комолого (безрогого) черного быка с красными рогатыми коровами? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость доминирует над рогатостью, а черная масть – над красной, причем гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом?

Условие задачи можно записать двумя способами.

А – ген комолости

а – ген рогатости

В – ген черной масти

в – ген красной масти

ААBB – комолый черный

ааbb – рогатые красные

К – ген комолости

к – ген рогатости

Ч – ген черной масти

ч – ген красной масти

ККЧЧ – комолый черный

ккчч – рогатые красные

На уроках я показываю учащимся оба способа использования буквенной символики при записи условия задачи. Они выбирают тот способ, который для них наиболее приемлем.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, –способы анализа потомков в F2. Я знакомлю учащихся с тремя способами и право выбора способа решения оставляю за ними.

Составление решетки Пеннета. Этот прием хорошо знаком всем учителям, поэтому я не останавливаюсь на нем. Для нашей задачи таблица Пеннета будет выглядеть следующим образом (воспользуемся буквенной символикой второго способа записи условия).

Так как каждый признак контролируется одной парой аллелей, локализованных в разных парах хромосом, анализ каждого признака при решении задачи должен проводиться отдельно.

Это правило является основой второго и третьего способов анализа потомства в F2.

Позволяет наглядно представить, какие фенотипы будут в потомстве F2 при условии, что анализировать генотипы не следует.

Потомство F2 условно изображают в виде квадрата. Так как комолость доминирует над рогатостью, мы сразу можем сказать (в соответствии с менделевским законом расщепления), что только одна четверть всего потомства будет рогатой, а остальные три четверти комолыми.

Признак который передается по наследству но подавляется не проявляясь

Изобразим это наглядно, отсекая нижнюю четверть квадрата горизонтальной линией (тогда меньший – нижний прямоугольник будет символизировать рогатую часть потомства). Независимо от этого, по признаку масти все потомство тоже должно распадаться на две неравные части: одна четверть – красные, а остальные три четверти – черные (ведь черный цвет доминирует).

Так как площадь квадрата принимается за единицу, площади его частей символизируют доли потомства с соответствующими признаками. Как видим, 9/16 всего потомства (3/4 х 3/4) – комолые черные,

3/16 (3/4 х 1/4) – рогатые черные, еще 3/16 – комолые красные и, наконец, 1/16 потомства (1/4 х 1/4) – рогатые красные.

Согласно закону независимого наследования (третий закон Менделя) в потомстве F2 по каждой паре признаков происходит расщепление по фенотипу 3. 1 и расщепление по генотипу 1. 2. 1.

То есть по признаку наличия рогов можно записать (воспользуемся буквенной символикой 1-го способа записи условия):

Расщепление по фенотипу:

В результате получили четыре фенотипические группы.

Этот способ хорошо позволяет быстро написать не только фенотипы потомства F2, но также генотипы F2 поколения:

(1АА + 2Аа + 1aa) х (1BB + 2Bb + 1bb) = 1AABB+ + 2AABb + 1AAbb + 2АаBB + 4АаBb + 2Aabb +

+1aaBB + 2aaBb + 1aabb

Удобен этот способ и при других схемах скрещивания:

1) P: AaBb х aabb

F1: (1Aa + 1aa) х (1Bb + 1bb) = 1АаBb. 1Aabb. 1aaBb. 1aabb

2) P: AaBb х aaBb

F1: (1Aa + 1aa) х (3B_ + 1bb) = 3AaB_ + 1Aabb + 3AaB_ + 1aabb

3) Р: АаBBcc х AabbCc

F1: (3A_+ 1aa) х (Bb) х (1Cc + 1cc) = 3A_BbCc + 3A_Bbcc + 1aaBbCc + 1aaBbcc

Надеюсь, что предложенные приемы и способы решения задач позволят учителям увереннее чувствовать себя на уроках, а предлагаемые далее материалы будут полезны при составлении упражнений и задач по генетике.

Словарь основных понятий и терминов

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гаметы (от греч. «гаметес» – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т.к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Ген (от греч. «генос» – рождение) – участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т.е. за структуру определенной молекулы белка.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип – совокупность полученных от родителей наследственных признаков организма – наследственная программа развития.

Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb). Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомозигота (от греч. «гомос» – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные). Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.

Признак доминантный (от лат. «доминас» – господствующий) – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.

Признак рецессивный (от лат. «рецессус» – отступление) – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой.

Таблица 4. Модели расщепления при взаимодействии неаллельных генов

Взаимодействие неаллельных генов

Основные правила, помогающие в решении генетических задач

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3. 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)

Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1. 2. 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)

Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1. 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9. 3. 3. 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bio.1september.ru

Еще из раздела Биология и химия:

Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии

М 6.

Диагностика пассивного владения понятийным аппаратом классической генетики

1. – материальная и функциональная единица наследственности. Участок молекулы ДНК, определяющий развитие одного признака, т.е. структуру одного белка. Располагается в определенных участках (локусах) хромосом. Название дал в 1909 г. Иогансен.

2. – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, контролируют развитие альтернативных признаков (доминантных и рецессивных) – желтая и зеленая окраска семян гороха.

3. – какое-либо качество организма, по которому можно отличить один организм от другого.

4. – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, желтый и зеленый цвет гороха, морщинистая и гладкая форма семян, высокий и низкий рост растения.

5. (от лат. «господствующий») – преобладающий признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака. Этот признак проявляется в гетерозиготном состоянии.

6. (от лат. «отступление») – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных организмов.

7. – совокупность наследственных задатков (генов) организма. Термин ввел Иогансен в 1909 г.

8. – совокупность признаков свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой. Термин ввел Иогансен в 1903 г.

9. – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида). При этом происходит восстановление диплоидного набора хромосом.

10. (от греч. «одинаковый») – клетка (особь), имеющая в гомологичных хромосомах одинаковые аллели данного гена (оба доминантные – AA или оба рецессивных – aa). в потомстве не дает расщепления. Термин ввел Бэтсон в 1902 г.

11. (от греч. «разный») – клетка (особь), имеющая в гомологичных хромосомах разные аллели данного гена (Aa или Bb). Такая особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

12. – скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков.

Ответы: 1. Ген. 2. Аллельные гены (аллели). 3. Признак. 4. Альтернативные. 5. Доминантный. 6. Рецессивный. 7. Генотип. 8. Фенотип. 9. Зигота. 10. Гомозигота. 11. Гетерозигота. 12. Моногибридное.

М 7.

Тренируем логическое мышление и умение делать выводы

5. Зачеркните лишнее понятие, объясните свой выбор: раннее облысение, синдром Дауна, диабет, облысение в результате облучения, темная кожа негроидной расы.

Ответ: облысение в результате облучения – ненаследственная изменчивость.

6. О каком явлении идет речь?

Различие в росте однояйцевых близнецов загорелая кожа европейцев после посещения южного курорта различия в размерах яблок с одной яблони:

а) комбинативная изменчивость
б) ненаследственная изменчивость
в) соматическая изменчивость.

7. На рисунках представлены кривые, характеризующие нормы реакции трех пар сортов пшеницы. По какому признаку различаются эти сорта?

8. В описанной хронике событий при проявлении мутаций на уровне организма, пропущены некоторые важные термины и понятия. Дополните рассказ.

Авария в лаборатории, использующей в работе. --> облучение сотрудника --> изменения в структуре молекул. гена «X» в ядре. клетки его организма --> синтез мутантных молекул. в цитоплазме этой клетки --> участие этой клетки в процессе. --> развитие эмбриона и рождение. особи --> проявление мутации «X» в. этой особи

М 8. Популяция как живая система (структура, развитие, законы эволюции)

М 8.

Буквенный диктант «Направление эволюции»

1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию. (Прогресс.)

2. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс.)

3. Зимняя спячка млекопитающих. (Идиоадаптация.)

4. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах. (Регресс.)

5. Уровень организации живой материи – подсистема того уровня, который является структурной единице эволюции. (Организм.)

6. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация.)

7. Возникновение фотосинтезирующих одноклеточных организмов. (Ароморфоз.)

М 8.

О каком направлении эволюции идет речь (обобщение понятий):

1) мутации, накопление, приспособление к определенным условиям

2) мутации, выход в новую экологическую нишу, уход (на время) от сильного давления естественного отбора

3) мутации, накопление изменений в сторону упрощения организма

4) мутации, генотип, фенотип, значения экологического фактора вне нормы реакции.

Ответ: 1) идиоадаптация 2) ароморфоз 3) дегенерация 4) регресс.

М 8.

Буквенный диктант «Термины цитологии генетики и эволюционной теории»

Нужно записать первую букву антонима к каждому отгаданному термину.

Например. Размножение организма с помощью специализированных гаплоидных клеток.

Ответ: половое антоним – бесполое следовательно, надо записать букву «Б».

1. Общее название для всех организмов, клетки которых содержат настоящее ядро с хромосомами.

2. Направления эволюции, при которых увеличивается количество особей и ареал вида.

3. Свойство живых систем, заключающееся в способности передавать генетическую информацию потомкам.

4. Аллель гена, всегда проявляющийся в фенотипе.

5. При делении эукариотической клетки, заканчивающемся образованием четырех клеток с числом хромосом в 2 раза меньшим, чем в исходной клетке (эта буква занимает одинаковое место и в термине, и в его антониме).

6. Как по-другому называются процессы анаболизма?

7. Способ питания, при котором организм или отдельная клетка образует готовые органические вещества.

Конспект урока по теме "Сцепленное наследование генов" 10 класс

Цель урока: сформировать у учащихся представление о сцепленном наследовании.

Образовательные задачи: на основании объяснения причин нарушения закономерностей наследования признаков, открытых Г. Менделем, подвести учащихся к закону сцепленного наследования и хромосомной теории наследственности Т. Моргана.

Развивающие задачи: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач, выполнения заданий на соотнесение объектов, явлений, процессов.

Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к научным трудам учёных – генетиков.

Оборудование: технологическая карта, таблицы.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний.

Великий Конфуций говорил: Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это самый благородный путь

путь подражания – это путь самый лёгкий

и путь опыта – это путь самый горький.

Сегодня на уроке вам предстоит в этом убедиться.

Итак, в путь по удивительной стране генетике. А на каком языке здесь говорят? Как любая наука генетика имеет свои термины и понятия.

Поэтому первое ваше задание будет связано именно, с повторением необходимых вам на уроке биологических понятий.

Соотнесите термин и его определение.

Признак, который передаётся по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных форм

Решение задачи на дигибридное скрещивание: составьте схему решения задачи из карточек находящихся на ваших столах. Вывод третьего закона Г. Менделя.

Задача: у гороха высокий рост и гладкая форма семян доминируют. Гомозиготное высокорослое растение с морщинистыми семенами скрестили с гомозиготным низкорослым растением с морщинистыми семенами.

Итак, Г. Мендель при проведении своих экспериментов использовал строгую и хорошо продуманную методику:

- использование самоопыляющегося растения (горох)

- использование только чистых линий

- выбор для работы признаков, встречающихся в двух чётко различающихся формах

- в начале своих исследований Мендель наблюдал за наследованием одного признака, и лишь после установления закономерностей наследования одного признака он перешёл к изучению наследования одновременно нескольких признаков

- использование математических методов обработки результатов своих экспериментов.

В 1865 г. Г. Мендель обобщил и опубликовал результаты своей многолетней работы. Однако работы чешского учёного опередили своё время и были оценены по достоинству только через 35 лет.

В 1900 г. Три исследователя Гуго де Фриз, Карл Эрих Корренс, Эрих Чермак независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих исследователей доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя чешского учёного Грегори Менделя. 1900 год считают официальной датой рождения науки генетики.

III . Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы.

« Познание начинается с удивления» Аристотель.

В 1906 г. Р. Пеннет и У. Бетсон впервые описали нарушение менделевского закона независимого наследования двух признаков. В их опытах на душистом горошке два признака - окраска цветка и форма пыльцы не давали независимого расщепления в потомстве, и потомки оказались похожими на родителей. Постепенно таких исключений, не подчинявшихся третьему закону Менделя, накапливалось всё больше и больше.

Всё более актуальными становились вопросы:

Почему далеко не все признаки наследуются независимо друг от друга и как именно такие признаки наследуются?

Как именно расположены гены в хромосомах?

Каковы закономерности наследования генов, находящихся в одной хромосоме?

Мы попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на эксперименты американского генетика Томаса Моргана.

2. Генетические эксперименты Т. Моргана.

Для успешности эксперимента необходимо было правильно выбрать объект исследования.

Им стала плодовая мушка дрозофила. Почему выбор пал именно на этот объект?

удобство разведения в лабораторных условиях – могут размножаться в пробирках на дешёвой питательной среде

высокая скорость размножения (каждые 10 дней)

эти мухи имеют чётко выраженные внешние признаки, легко доступные для наблюдения, например, длина крыльев, окраска тела, форма глаз, окраска глаз

самцы и самки легко различимы – у самца брюшко меньше и темнее.

Запишем условие задачи:

У мухи дрозофилы ген серого цвета тела (В) доминирует над геном чёрного цвета ( b ), а ген нормальной длины крыльев ( V ) - над геном коротких крыльев ( v ).

Скрестили муху, являющуюся доминантной гомозиготой по этим двум признакам – серую с нормальными крыльями ( BBVV ) с рецессивной гетерозиготой по этим же признакам – чёрной с короткими крыльями ( bbvv ).

Определите фенотип гибридов первого поколения. Один ученик записывает задачу на доске, а другие в тетрадях. Сверяют решение, делают вывод.

Всё потомство F 1 оказывается фенотипически единообразным – серое тело и длинные крылья, а по генотипу дигетерозиготным ( BbVv ). На данном этапе никаких отличий нет.

Какие гаметы образую особи первого гибридного поколения? Для этого надо провести анализирующее скрещивание (?), т. Е. скрещивание с рецессивной гомозиготой ( bbvv ).

Т. Морган провёл две серии экспериментов.

Рассмотрим сначала первую серию экспериментов: гибридный самец, имевший серое тело и короткие крылья, был скрещен с самкой, имевшей чёрное тело и короткие крылья.

G BV Bv bV bv bv

F 1 В bVv Bbvv bbVv bbvv

с. д. с. к. ч. д. ч. к.

1. 1. 1. 1 (по закону Менделя)

Однако в действительности наблюдалось другое распределение: 50% чёрных короткокрылых и 50% серых длиннокрылых, т. Е. фенотипы потомков совпали с фенотипами родителей.

Результаты этой серии выводов привели Т. Моргана к выводу о том, что гены цвета тела и длины крыльев находятся в одной хромосоме и поэтому следующему поколению будут передаваться сцеплено.

Запишите в тетрадях тему урока: Сцепленное наследование генов.

Оформим в тетрадях первую серию экспериментов Т. Моргана.

Во второй серии экспериментов родительские формы поменяли местами. В результате было получено совершенно иное, чем в предыдущем опыте распределение фенотипов в потомстве.

с. д. ч. к. с. к. ч. д.

Таким образом, получается что самка образует не два, а четыре тип гамет.

Чтобы понять, как это происходит, вспомним мейоз. Работа с карточками на соответствие.

Установите соответствие между событиями и фазами первого мейотического деления

1) синтез белков и удвоение хромосом

2) расположение гомологичных хромосом по экватору, образование веретена деления

3) образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом

4) расхождение хромосом (состоящих из двух хроматид) к полюсам

5) спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны, конъюгация гомологичных хромосом, и кроссинговер

В профазе первого мейотического деления происходят два процесса конъюгация и кроссинговер. Работа с таблицей.

В профазе I происходит конъюгация – попарное сближение гомологичных хромосом, а затем и обмен их гомологичными участками – кроссинговер. Как раз в результате этих процессов происходит перекомбинация генов и появляются гаметы, отличающиеся от исходных групп сцепления. Такие гаметы называются кроссоверными, а гаметы, несущие исходные группы сцепления – некроссоверными. Количество кроссоверных гамет значительно меньше чем некроссоверных.

Вторая группа опытов показала, что сцепление генов, локализованных в одной хромосоме, может быть неполным и нарушаться в результате кроссинговера.

Почему у самцов кроссоверные гаметы не образуются (у них отсутствует белковый комплекс, необходимый для конъюгации гомологичных хромосом).

3. Закон Т. Моргана.

Таким образом, эксперименты Т. Моргана подводят нас к открытому им закону.

Сформулируем закон Моргана (закон сцепленного наследования генов):

Гены, локализованные в одной и той же хромосоме, наследуются сцеплено.

Чем ближе расположены гены в хромосоме, тем теснее сцепление между ними и тем реже они разделяются при перекрёсте. Следовательно, о расстоянии между генами в хромосомах можно судить по частоте кроссинговера. На основе этих данных составляют генетические карты, примеры которых вы можете видеть в учебнике.

IV . Домашнее задание: §29, вопрос 1: На конкретных примерах доказать практическое значение генетических карт.

V . Закрепление изученного материала

Как уже говорилось выше, Г. Мендель опередил своё время. Современники просто не поняли его работы. Действительно в 1865 г. ещё не было изучено ядро, не были описаны митоз и мейоз, а уж о ДНК и строении хромосом учёные просто не имели никакого представления.

Томас Морган не только открыл закон сцепленного наследования генов, но и отразил принципы наследования генов в хромосомной теории наследственности (1911 г).

Познакомимся с основными положениями этой теории.

1. Основным материальным носителем наследственности являются хромосомы с локализованными в них генами.

2. Ген представляет собой участок хромосомы.

3. Каждый ген имеет определённое место (локус) в хромосоме, в одинаковых локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены.

4. Гены расположены в хромосомах в определённой линейной последовательности.

5. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя одну группу сцепления число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида (у человека 23 группы сцепления, у гороха – 7, у дрозофилы 4).

6. Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера это приводит к образованию рекомбинантных (кроссоверных) хромосом.

7. Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами.

Каково значение хромосомной теории наследственности?

Значение этой теории заключается в том, что она дала объяснение законам Менделя, вскрыла генетические основы теории естественного отбора.

Задание 1. Соотнесите термин и его определение.

Цель: продолжить формирование биологических понятий.

1) синтез белков и удвоение хромосом

2) расположение гомологичных хромосом по экватору, образование веретена деления

3) образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом

4) расхождение хромосом (состоящих из двух хроматид) к полюсам

5) спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны, конъюгация гомологичных хромосом, и кроссинговер

Задание 4. Основные положения хромосомной теории наследственности

Цель: познакомиться с положениями хромосомной теории Т. Моргана.

1. Основным материальным носителем наследственности являются хромосомы с локализованными в них генами.

2. Ген представляет собой участок хромосомы.

3. Каждый ген имеет определённое место (локус) в хромосоме, в одинаковых локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены.

4. Гены расположены в хромосомах в определённой линейной последовательности.

5. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя одну группу сцепления число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида (у человека 23 группы сцепления, у гороха – 7, у дрозофилы 4).

6. Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера это приводит к образованию рекомбинантных (кроссоверных) хромосом.

7. Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами.

Список использованной литературы
1. Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /под ред. Д. К. Беляев, Г. М. Дымшица - М. Просвещение, 2012
2. Богданова Т. Л. Солодова Е. А, Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы - М. АСТ-ПРЕСС школа, 2004
3. Кириллиленко А. А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2013

47. Природа наследственности: митоз, мейоз, гетерозиготность и гомозиготность, доминантный и рецессивный признак, главные гены и полигены, генный баланс

Митоз – это последовательное клеточное деление. Яйцеклетка делится на две «дочерние» клетки, которые затем делятся на 4, 8, 16, 32, 64 и т. д. При этом следует отметить, что частота деления клеток во всем организме не одинакова, вследствие чего нарушается число делений клеток. Мейоз . После того как особь начала развиваться, часть клеток резервируется. Зарезервированная часть клеток не участвует больше ни в каких процессах. Она активируется только лишь тогда, когда особь достигает зрелости, и участвует в размножении особи. Из этой зарезервированной части клеток очень скоро, но до того, как особь начнет размножаться, начинают формироваться клетки – гаметы. Мужские гаметы называются спермии, а женские – яйцеклетки.

Большинство генов в каждом организме представлено двумя аллелями, один из которых унаследован от отца, а другой - от матери. Если оба аллеля идентичны, то организм считается гомозиготным, если разные - гетерозиготным.

Гетерозиготность (heterozygosity, греч. heteros — другой, разный и zygotos — соединенный вместе) - существование различий между аллелями идентичных генов у диплоидной или полиплоидной клетки (организма). Гетерозиготность возникает при слиянии разнокачественных по генному или структурному составу гамет в гетерозиготу. Структурная гетерозиготность возникает при хромосомной перестройке одной из гомологичных хромосом, ее можно обнаружить в мейозе или митозе. Выявляется гетерозиготность с помощью анализирующего скрещивания.

Термин «Гетерозиготность» введен У. Бейтсоном в 1902 г.

Гомозиготность (homozygosity) [греч. homos — равный, одинаковый взаимный, общий иzygotos — соединенный вместе] — отсутствие различий между аллелями (см. Аллели, аллеломорфы) идентичных генов у диплоидной или полиплоидной клетки (организма). Переход гена в состояние Г. приводит к проявлению в структуре и функции организма (фенотипе) рецессивных аллелей, эффект которых при гетерозиготности подавляется доминантными аллелями. Тестом на Г. служит отсутствие расщепления при определенных видах скрещивания. Термин «Г.» введен У. Бейтсоном в 1902 г

Рецессивный признак - признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании. Доминантный признак - преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей. Есть два вида наследуемых признаков - доминантные (более сильные) и рецесивные (более слабо проявляющиеся у потомства). Например, черные (карие) глаза это доминантный признак, а голубые - рецесивный. У людей, например, светлый цвет волос (блондин) это рецесивный признак. Для понятливости если объяснять на пальцах, то например у родителей если у папы голубые глаза, а у мамы карие, то с вероятностью 80% если не больше у ребенка будут карие глаза, т. к. преимущественно наследуется доминантный признак. Попробую объяснить на пальцах. Все признаки (цвет глаз, прямые или кудрявые волосы, длина пальцев и т. д. ) мы наследуем от мамы и папы, т. е. в 2-х экземплярах. Какие-то признаки (качество) - сильные (доминантные, например, черные глаза, а какие-то слабые (рецессивные). Доминантный всегда проявляется а рецессивный, только тогда, когда их два вместе.

ПОЛИГЕНЫ тип генов, ответственных за существование количественной (непрерывной) генотиппч. изменчивости и взаимодействующих, как правило, по типу кумулятивной полимерии. Кроме П, выделяли и олигогены (главные гены), к-рые в отличие от П. обеспечивают качеств, (прерывистую) изменчивость, поэтому их относительно легко идентифицировать при гибридологии, анализе. Олигогены и П. отличаются и по локализации в разл. районах хромосом: П. расположены в гетерохроматиновых участках, тогда как олигогены — в эухроматиновых. На совр. уровне развития генетики деление генов на П. и олигогены условно и относительно, поскольку на мол. уровне все гены контролируют дискретные (качественно самостоятельные) структуры и функции, т. е. ведут себя как олигогены, а локализация в эу- или гетерохроматине не может служить основой разделения генов на две категории. Термин «П.» следует отличать от термина «полимерные гены», обозначающего группу генов, взаимодействующих по типу полимерии, в частности некумулятивной.

генетический баланс сочетание генов, хромосом и геномов в зиготе, обеспечивающее еежизнеспособность и нормальное индивидуальное развитие.

Словарь основных понятий и терминов

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гаметы (от греч. «гаметес » – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т.к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Ген (от греч. «генос » – рождение) – участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т.е. за структуру определенной молекулы белка.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип – совокупность полученных от родителей наследственных признаков организма – наследственная программа развития.

Гетерозигота (от греч. «гетерос » – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену ( Аа, Вb ). Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомозигота (от греч. «гомос » – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные). Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос » – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.

Признак доминантный (от лат. «доминас » – господствующий) – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.

Признак рецессивный (от лат. «рецессус » – отступление) – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой.

Модели расщепления при взаимодействии неаллельных генов

Взаимодействие неаллельных генов

Математическая модель расщепления

Типы взаимодействия аллелей разных генов

Коэпистаз Полуэпистаз Изоэпистаз Эпистаз доминантный Эпистаз рецессивный

9. 3. 3. 1 9. 6. 1 15. 1 13. 3 12. 3. 1 9. 7 9. 3. 4

Аллели независимы Аллели суммируются Аллели тождественны Доминантные аллели одного гена подавляют проявление доминантной аллели другого гена Гомозиготные рецессивные аллели одного гена подавляют проявление доминантной или рецессивной аллели другого типа

Основные правила, помогающие в решении генетических задач

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3. 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)

Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1. 2. 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)

Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1. 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9. 3. 3. 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)

©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Источники:
uchil.net, bio.1september.ru, globuss24.ru, www.studfiles.ru, poisk-ru.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное